Об авторе и его произведениях

Миссия и подвиг 

 

Лариса Керчина автор двух пьес и при этом крупный драматург: оба её произведения имеют всемирный масштаб и общечеловеческое значение, поскольку затрагивают первоосновы бытия на примере конфликтов Адама и Евы, Иуды и Христа.

Она не создаёт мифы, чем повсеместно занимаются сегодняшние псевдописатели, что у них получается из рук вон плохо, поскольку нельзя убедительно написать о том, чего никогда не было и не могло быть, потому что этого, по слову Чехова, не может быть никогда. Таковы псевдоисторические романы (авторов с топовыми именами поставьте сами), псевдодетективы (триумвират женских имён), псевдомужская и псевдоженская проза, фэнтези-ментази, компостмодерн - словом, вся нынешняя псевдолитература, которая окончательно перестала пользоваться доверием даже у неискушённых читателей, отчего продажи псевдокниг рухнули ниже уровня 1990-х годов, когда людям было совсем не до чтения.

Я поздравляю российские издательства (да и зарубежные тоже) с хорошим и наглядным уроком для них и выражаю надежду, что они наконец вспомнят, увидят, что в России есть настоящие писатели, большие писатели, у которых уже созданы настоящие произведения искусства, имеющие неподдельный к себе интерес всех и каждого, кто любит настоящую, стоящую, высокую литературу. Она прекрасно существует и без издательств, выполняя свою великую миссию. Но могла бы масштабнее приносить просветительскую и культурную пользу, если бы издательства своими массовыми тиражами сократили ей дорогу к её множественному потенциальному потребителю - к армии читателей, испытывающих сейчас к подлинной литературе самый настоящий кислородный голод.

Лариса Керчина (повторюсь) не создаёт (уточню) ложные мифы, но развенчивает их. В частности, она не обошла своим вниманием  мыслителя и драматурга  притчу  о предательстве Христа Иудой. Ещё гностики  в своё время подвергли сомнению деяние, приписываемое ославленному в веках казначею. Слишком слабо вяжется непустая казна с тридцатью пресловутыми серебряниками. За такие деньги не продают не только единомышленников, друзей, но даже и врагов. Иуда Искариот  не был врагом Иисусу, не мечтал увести у него Марию, поскольку та целиком и полностью принадлежала основателю новой церковной веры - иными словами, не было ни одного мотива, который способен подтолкнуть человека к предательству, тем более такого характера и величины.

Меж тем миф укоренился и продолжает волновать умы и сердца, вплоть до наших просвещённых было атеизмом дней и недавно вновь одурманенных новомодной модой на хождение в церковь и паломничество по монастырям. Всё новое - хорошо забытое старое. Универсальная формула работает во все времена. Не дала сбоя она и сейчас. Круговорот событий в мире повторяется с заметной цикличностью круговорота  воды в природе. Человек слаб, тёмен и легко поддаётся суеверию, не говоря уже о влиянии со стороны.  Вот почему наши великие писатели, включая Толстого (считал церковь лишним звеном между человеком и Богом) и даже Пушкина (вспомните «Сказку о попе и о работнике его Балде»), ратовали за грамотность и просвещение - чтобы избавить человечество от склонности к заблуждениям, в том числе на религиозной почве, чем на поверку является вера в предательство Иисуса Христа.

Пьеса Ларисы Керчиной «Я слово дал, или Миссия Иуды» является попыткой проникновения  в правду тех стародавних дней, которая скрыта от нас завесой тайны авторов мифа и тьмой веков. Согласно версии гностиков, предательства не было, Иуда сознательно взял на себя чёрную миссию, чтобы представить Христа жертвой измены, подлого и непростительного поступка со стороны ближайшего соратника, друга, единоверца. Это было жизненно необходимо Иисусу и  создателям веры в Христа. Человек наивен, глуп, особенно если не просвещён, и интуитивно, подсознательно  он способен встать только на сторону пострадавшего лица, кем выступает во всей этой тёмной истории с подачи её авторов Христос. Иначе говоря, не будь Иуды, не было бы и Христа, а значит и самой религии, получившей название: христианство. В этом контексте Иуда не изменник и не предатель, а жертва и герой. Таким его и видит, и показывает в своей превосходной пьесе Лариса Керчина.

Драма написана в стихах, что лучше прозы передаёт то время и сами события с апокрифическими действующими лицами, из-за которых развитие  всемирной истории пошло совсем в другом направлении.

 

Иуда (яростно перебивает Иисуса)

Не надо! Говори, что должно делать.

 

Иисус

Предать меня.

 

Иуда

                          Предать тебя?!

 

Иисус

                                                   Предать.

 

Иуде как любому честному человеку не хочется быть предателем. Он делает попытку отказаться:

 

- Но почему не кто-нибудь другой?

 

Христос обескураживает друга ответом:

 

- Ты - лучший, ты пожертвуешь собой!

 

После столь громких и обезоруживающих слов у Иуды не остаётся сил для сопротивления, и он соглашается взять грех на душу:

 

- Выходит, всё решили без меня.

Так в чём же будет миссия Иуды? - с досадой произносит он.

 

Христос открывает Иуде правду, но не всю.

 

- Я выдержу? - спрашивает Иуда и получает ответ от Иисуса:

 

- О да, (в сторону, трагично) наполовину.

Твоя печаль пригнёт к земле осину...

 

Христос заранее знал, что его друг, товарищ, единомышленник, правая рука впоследствии наложит на себя руки, снедаемый муками совести, и не остановил Иуду, более того - сознательно отдал его на заклание. Но не спешите осуждать Христа.  Во-первых, его самого распнут, а физически это страшнее повешения. Во-вторых, чтобы возникло новое религиозное учение, он сам идёт на великую жертву - на предательство друга, не говоря ему всей правды о его печальном конце и великой миссии. Вот почему пьеса заканчивается столь многозначительными словами:

 

- Христос воскрес - не зря погиб Иуда.

 

Служителей культа я призываю задуматься над этими словами и не спешить с осуждениями в адрес автора пьесы и её защитника в моём лице. Произведение ничуть не приуменьшает заслуг Христа, но восстанавливает в правах Иуду, возвращает ему доброе имя. Он жертва даже больше, чем Христос, и это должен признать каждый честный и мыслящий человек. Тем более, что в самом факте возникновения столь высокого произведения искусства на религиозную тему явно просматривается промысл Божий, а  все церковные люди призваны служить Ему и только Ему.

Браво, Лариса Керчина! Вы сделали вашей пьесой для человечества даже больше, чем все гностики, вместе взятые: они лишь усомнились в деянии Иуды, а вы убедительно доказали, что это не подлость, не предательство, а миссия и подвиг. Ваше произведение есть не только поэтическое, художественное, но и историческое открытие. Во всяком случае, на вашей стороне все факты, говорящие в вашу пользу.

С другой стороны, Л. Керчиной покорился труд, который по своей значимости превосходит даже шекспировских «Короля Лира» и «Гамлета» - в силу уже того, что трагедии жизни того и другого меркнут на фоне двойного предательства Христа и Иуды, совершенного ими для рождения новой религии, которая почти беспрепятственно распространила своё влияние почти на весь мир.

Вторая пьеса Ларисы Керчиной - «Под тихой райской сенью» - тоже носит прежде всего просветительский, миссионерский характер. Произведение восстанавливает в правах Лилит, первую женщину Адама, оклеветанную недобросовестными толкователями её образа в литературе и религии. Не может красавица со столь благородным сердцем похищать детей. Она не каннибал - и потуги людей, желающих дискредитировать её имя, выглядят в их контексте смешно и нелепо. Защищая Лилит, Л. Керчина защищает право всех женщин любить и быть любимыми.

«Действие происходит в Эдеме во времена сотворения мира, - говорит в предисловии автор. -  Впрочем, аналогичный сюжет развития отношений между мужчиной и женщиной существовал всегда, вплоть до наших дней». Как тут не согласиться! Ничего не изменилась с тех библейских времён! По-прежнему любовь правит миром, точнее людьми - и отступает на второй план всё остальное, будь то призвание, семейная обязанность или чувство долга. Так поступал ещё Адам, не в силах противиться пожару в крови. Он безумно влюблён в Лилит, специально сотворённую для него Богом. Вот как выпросил Адам себе любимую, пребывая на тот момент в Эдеме в одиночестве:

 

Прекрасна жизнь, и небо, и цветы,

Чудесны звёзды, что в ночи мерцают.

Над этим славно потрудился ты,

И всё же мне чего-то не хватает.

 

Я - образ твой, и всё же неспроста,

Признайся, ты слепил меня из глины.

Внутри меня как будто пустота.

Мне будто не хватает половины.

 

Позавидуйте белой завистью, поэты и драматурги! Эти строки написали не вы, а это сущее поэтическое открытие! Все мы знаем, что мужчина и женщина - две половины одного целого, но только Лариса Керчина сумела осмыслить и передать это поэтически - точно, красиво и верно.

 А вот следующая строка вовсе заслуживает увековечивания на скрижалях всех времён и народов: «Поверь в меня. Люби траву и воду...» - говорит Господь Адаму - ещё до того, как Адам уверовал в него. Хотя, уверовал ли? Пьеса не даёт на то ответа. Адам влюблён в Лилит с момента её сотворения и одержим своею любовью к ней до самого её исчезновения из рая. До веры ли тут? До семьи ли, до брака? Поэтому он долго не воспринимает в качестве жены Еву, тоже сотворённую для Адама Богом, но уже с другой целью и по собственной инициативе - для того, чтобы плодилось и размножалось человечество. Бог по своему замыслу вершит свои дела. Адам, равно как и Ева, лишь следует его предначертаниям. И только Лилит не подвластна верховному существу, поскольку, разочаровавшись в Адаме, она решает однажды и навсегда соединить свою судьбу с вечным врагом Бога - дьяволом. Однако у неё нет выбора. Её темперамент сродни не медлительному, как Ева, Адаму, а дьяволу, сатане. Пожалеем её и отпустим в царство тьмы и её саму, и мысли о ней.

Великолепную пьесу на ещё один библейский сюжет написала Лариса Керчина! В произведении соблюдены все законы жанра. Текст написан безукоризненным рифмованным стихом, что не удавалось  даже самому Шекспиру. При этом Л. Керчина настолько искусна как поэт и драматург, что легко припускает к высокой поэзии иронию и сарказм - высшее средство выразительности там, где этот приём используется тонко и по существу, что, в свою очередь, изобличает в авторе большого и неоспоримого мастера высокого жанра. Я затрудняюсь поставить рядом с Ларисой Керчиной хоть одного из широко известных современных драматургов, не говоря даже о подголосках из «новой драмы». Все - те и эти - нервно курят в углу, если выражаться молодёжной лексикой, прибегая к сленгу. Достичь такого уровня профессионализма в литературе под силу считанным единицам, исключительным личностям с большим и истинным талантом, явным и неоспоримым.

Господа режиссёры! Спешите получить право на постановку пьес Ларисы Керчиной. Всероссийский и международный успех вам гарантирован.

 

Н. Антонов

 

 

 

 

← вернуться назад