Об авторе и его произведении
Удивительное и превосходное стихотворение
Имя Геннадия Жукова ничего не говорит даже большим любителям поэзии. Меж тем он автор выдающегося произведения, названного им не слишком удачно - «Романс для Анны» - по имени героини. Г. Жуков вообще не профессиональный писатель, а самодеятельный поэт, возросший на ниве авторской песни. Поклонники этого жанра хорошо с ним знакомы, поскольку в своё время - 1990-е годы - он был среди них более чем популярен.
Музыкальное наполнение романса, скажем сразу, слабое. Единственное, что его возвышает, - текст. Это настоящая, большая, высокая поэзия. Причем абсолютно новаторская по форме.
Произведение начинается самым неожиданным для романса образом - повествование ведётся не в прошедшем и даже не в настоящем, а в будущем времени, и это не мешает восприятию, не затрудняет его, даже напротив:
Звякнет узда, заартачится конь.
Вспыхнет зарница степного пожара.
Экспозиция вводит нас в атмосферу ночи, ожидания дороги, пути. Здесь же, почти сразу возникает тема очага, дома:
Всхлипнет младенец, да вздрогнет гитара.
Не сразу мы понимаем, куда ведёт нас автор. Лёгкая тревога закрадывается к нам в сердце. И вот начинается припев:
Ах, догоняй, догоняй, догоняй!..
Повелительное наклонение, казалось бы, тут преждевременно и неуместно. Ан нет! Действует, работает.
Столь же удивительным образом не ломает строя стиха следующая строка, хотя она явлена уже в прошедшем времени:
Чья-то повозка в ночи запропала...
Полная чехарда времён, а какая красота и гармония! Налицо форменное открытие автором новых форм, нового соотнесения прошлого, настоящего, будущего!
Что же ты, Анна, глядишь на меня?
Значит, не я. Что так смотришь устало?
Повествовательные предложения неожиданно сменяются вопросительными - и опять никакого слома, но плавное перетекание мысли, и внезапный обрыв мысли и чувства, перемена настроения, вскрик души:
Значит, не я. Что так смотришь устало?
И вот тут мы понимаем, что недалеко до беды. Даже не столько понимаем, сколько чувствуем, споткнувшись вслед за автором и героем повествования о фразу: «Значит, не я».
Герой лжёт себе самому. Лжёт своей любимой. Это обычная ложь во спасение. Она извиняет любого, всегда. В том числе и его, сейчас. Он щадит свою милую, укрывает от неё правду, свою неверность.
Однако вещее сердце не обманешь, и слёзы текут - и их не остановить. Виновник беды не вдруг понимает причину происходящего:
Что же ты, Анна, - цыганская кровь! -
плачешь с раскрытыми настежь глазами?..
Это же надо было придумать, сотворить столь удивительную картину столь удивительной силы воздействия: раскрытые настежь глаза, как двери, и в них бегущие ручьём слёзы! Автор художник, очень одарённый художник. И чувствующий, думающий, раненный человек. Только испытавшему боль понятно чужое страдание.
Анна устала от сомнений. Она любит своего избранника. Иначе ею владело бы равнодушие, а не ревность, обида или злость.
И тогда он решается рассказать правду. А правда эта ох как горька! И поэтому:
Стол собери, да вина приготовь:
будем смеяться и плакать над нами.
Виданное ли дело оплакивать любовь и при этом смеяться? Вот она - страшная мера беды и отчаянья! Рад бы он не причинять боли возлюбленной. Но слишком далеко всё зашло - он полюбил другую. Ему трудно в этом признаться, он оттягивает время, подготавливая подругу к убийственной правде:
Боже мой, смейся! Я смех пригублю,
горестный смех твой - единственный яд мой.
Яд - потому что признание подступило к самому горлу. И вот, слетев с языка, оно крушит, сметает всё на своём пути:
Плачь, боже мой! Я другую люблю -
вечно, до смерти, всю смерть, безвозвратно.
Градация последней строки - как четыре удара подряд сокрушительной силы. В том числе по нему самому, счастливейшему и несчастнейшему из смертных. Такая любовь - «вечно, до смерти, всю смерть, безвозвратно» - встречается на жизненном пути мало кому. Нужно быть достойным её. Анна, как женщина умная, понимает это. Но сейчас она ошеломлена признанием, подтвердившим её смутные и неуверенные догадки. Друг её сердца камня на камне не оставляет от её крохотной, еле тлевшей надежды:
Боже мой, плачь: это я отворял
в ночь ворота и гремел на пороге.
Что-то искал, что давно потерял,
и не в конце, а в начале дороги...
Великолепная метафора! Истинный драматизм! Правда характеров и образов! На такое способен лишь настоящий поэт, большой поэт. Белой пылающей завистью я завидую автору в этом его удивительном и превосходном стихотворении. Это же надо так сказать! Поэтично, красиво, сильно, обезоруживающе:
Что-то искал, что давно потерял,
и не в конце, а в начале дороги.
Это не единственная находка автора. В следующей строфе он просто сражает читателя наповал новой своей невероятной метафорой, предлагая героине развернуть за оглобли дорогу, чтобы удержать любимого, не дать ему уйти, уехать. Вот это поразительное четверостишие целиком:
Ну, догони, догони мой фургон.
Что же ты, Анна, так смотришь, ей-богу?
Вознегодуй на постылый закон
и разверни за оглобли дорогу.
Бог мой! - хочется воскликнуть вслед за автором и героем. - Сколь удивительное искусство - поэзия! Подобные невозможные вроде бы и вместе с тем реальные поэтические находки приводят нас в неописуемый восторг, переворачивают нам душу, заставляют ликовать сердце, потрясают ум.
Финал также превосходит все ожидания и заслуживает самой высокой похвалы:
Боже мой, смейся! - Легла колея
под колесо так привычно и странно...
Пыль в полстепи - это, видимо, я.
Женщина плачет - то, видимо, Анна.
Никогда и никто из поэтов не делал таких открытий, как Геннадий Жуков! Только у него герой говорит о себе как о другом, чужом человеке, словно усомнившись в принадлежности к самому себе: «Это, видимо, я». То ли усовестился собственного деяния, то ли не верит в исход произошедшего. Настолько глубока драматургия образа и поступка, что автор вынужден был прибегнуть к приёму иносказания, затемнения идентичности. Также в отношении героини: «Женщина плачет - то, видимо, Анна».
И смотрите, чем заканчивается произведение?! - Пыльным облаком в полстепи. Вот степень, размах трагедии случившегося! Полстепи - это очень много, ведь степь неоглядна. И под конец вместо зрительного образа - пыль - автор даёт нам звук: «Женщина плачет». С этим звуком в ушах герой покидает былую возлюбленную, стремясь к новой своей героине, и этот звук надолго, если не навсегда, останется в его памяти, в сердце.
О высокой и трагической любви написал свой восхитительный романс Геннадий Жуков. Он и она умеют любить, умеют страдать. Это очень живые и остро чувствующие люди, подлинные герои подлинного литературного произведения - одного из лучших (если не самого лучшего по причине непревзойдённой новаторской новизны) в русской поэзии всего постсоветского периода. Вот достойный пример для подражания! Вот ориентир для того, кто стремится и хочет создавать настоящее искусство!
Жаль, что коротким оказался век Геннадия Жукова.
Жаль, что жизнь его была полна лишений и трудностей. Жаль, что ему не удалось в других произведениях подняться на такую же высоту. Не хватило литературного образования, удачи, чего-то ещё. Но он был, есть и пребудет в истории русской литературы как один из самых ярких её представителей, потому что новаторство Геннадия Жукова трудно переоценить. Это поэтическое явление равносильно явлению Чехова в драматургии: столь велика и важна сила его новых литературных форм. Я уже не говорю о сочности языка, богатстве лексики, образов и всём прочем.
Прочтите стихотворение целиком. Послушайте романс в авторском исполнении. Он оставит в вашей душе неизгладимый след. Произведение парадоксально, гениально.
Н. Антонов