Об авторе и его произведении
Эпическая вершина
Перед вами всего одно стихотворение, но какое?! Редкой силы и красоты. Смотрите, как оно начинается:
Через топи да пустырь
ехал русский богатырь,
через горы и леса,
через реки, небеса,
в ясном свете и во мгле
да по всей родной земле.
Былинная мощь! Былинный размах!
Сам автор определил жанр как сказку, вероятно руководствуясь тем, что события больше напоминают сказочные чудеса, нежели быль.
Это так и не так. Но об этом ниже.
Вот как выглядит следующая строфа:
Говорит ему река:
- Ох, усталость глубока!
Говорит ему гора:
- Есть вершина для шатра.
Поклонился лес ему:
- Сладкой тенью обниму...
Великолепная стилизация! Чудо-фольклор! - можно воскликнуть, если не знать, что автор наш современник.
Богатырь устал. Лес, гора, река предлагают ему отдохнуть. Но богатырю не до отдыха - враг хозяйничает на его земле. Мы это понимаем по следующему шестистишию:
Отвечает он горе:
- Слышал свист я на заре.
Отвечает он реке:
- Видел пламя вдалеке.
Отвечает он лесам:
- Гарь плывёт по небесам...
Вероятно, это монголо-татары. Разбойничают, свищут, жгут не покорившиеся селения: гарь плывёт по небесам.
Богатырю нужно срочно поставить заслон врагу. Поэтому он вступает в схватку, не отдохнув, с ослабленными силами, и оказывается побеждённым, сражённым:
Через топи да пустырь
едет мёртвый богатырь.
Конь убитый чуть бредёт,
седока несёт вперёд.
Саблей раненный висок.
Кровью меченный песок.
Завоеватель нанёс богатырю смертельный удар. Конь также сражён. Но - о чудо чудное, диво дивное! - защитники своего Отечества продолжают поединок с врагом. Конь и богатырь убиты, но движутся вперёд.
Видя такое зрелище, враг, должно быть, дрогнул. Потому что:
Но на страх врагам своим
едут мёртвые к живым.
Эти две строки совершенно новое слово в русской поэзии. Она богата былинами, но автору удалось сделать художественное открытие там, где его, казалось бы, не могло быть, ведь всё как будто было уже сказано, причём давно, в глубине веков. Ан нет! В 21-ом столетии автору удалось совершить прорыв. Его стихотворение эпическая вершина, один из лучших образцов в жанре былины.
Именно былины. От сказки здесь разве что антураж - говорящая гора, река, лес. А всё остальное былина, будь то былинный долг богатыря защищать родную землю, будь сама эта защита, этот горький и всё же торжествующий подвиг.
Почему торжествующий?
Богатырь сражён, но, как оказалось, не побеждён, он всего лишь потерпел поражение, однако продолжает сражение и вот-вот одержит победу: видя непобедимость противника, враг должен обернуться вспять либо даже пуститься в бегство. Страшит и пугает зрелище наступающих на неприятеля двух мертвецов - человека и лошади, закованных в кольчугу, броню.
Конь и богатырь, конечно же, всё-таки погибнут, ведь они ранены смертельно, но свой долг выполнят - Родину защитят.
Вот какое удивительное стихотворение удалось создать автору!
Его имя Станислав Шалухин. К сожалению, этого человека нет среди нас. В 2002 году в начале июля он погиб в автомобильной аварии, поехав посмотреть перед покупкой дачный участок и дом. Пьяные после рыбалки отец и сын выехали на встречную полосу на своей немнущейся от удара «Волге» и протаранили жестяную «99-ку» Станислава. Ему к тому времени только-только исполнилось 50 лет.
Я был последним в редакции нашего литературного журнала, кто видел завотделом поэзии Станислава Шалухина живым. Рабочий день закончился, он позвонил по редакционному телефону хозяину или хозяйке участка, договорился о встрече и, не простившись, вышел.
Я, помню, удивился, что он не попрощался, уходя.
Впрочем, я вспомнил об этом на другой день, когда, придя утром на работу, на входе в редакционный коридор увидел на стене его портрет в чёрной, траурной, рамке. Там же на белом листке кратко сообщалось о случившемся.
Я на секунду отпрянул от Доски объявлений, не поверив собственным глазам и уму. Но осознание всё же вернулось, и вспомнился конец вчерашнего рабочего дня и молчаливый уход Станислава.
- Ах, Стас, Стас! - восклицали коллеги, и весь день так или и иначе был у каждого из нас посвящён ему. Он был хорошим человеком, отличным товарищем. Все тянулись к нему, он никому не отказывал в дружбе, внимании.
Станислав был смелым, решительным и никогда не терялся ни в каких ситуациях. Помню, в редакцию к нам забрёл или вломился (не знаю, как точнее) коробейник (их в то время было на улице пруд пруди) и начал навяливать нам какой-то товар.
Атмосфера сразу нарушилась. Стало как-то не до работы.
Первым из-за стола поднялся Станислав. Взял коробейника под белы рученьки и мигом вывел из комнаты. Тот пытался сопротивляться, но не тут-то было.
Вспоминаю ещё один эпизод. В один из весенних дней, в районе 50-летия Станислава, утром перед работой мы как-то раз подошли к зданию редакции одновременно. Я обрадовался редкой возможности обратиться к нему с просьбой с глазу на глаз (в комнате нас всегда было четверо или пятеро человек). Знакомый знакомых попросил меня показать диск с записями песен Станиславу. Надо сказать, Шалухин довольно успешно выступал в жанре бардовской песни. И вот нужна была его оценка начинающему от уже умелого автора-исполнителя.
Шалухин на ходу выслушал меня и так же, не останавливаясь, сказал:
- Извини, старик, нет времени. Времени совсем нет.
Тогда я до конца не понял брошенной фразы и даже немного обиделся на коллегу.
Когда же его не стало, я понял, почему он торопился и не желал отвлекаться на посторонние дела. Ему оставалось жить месяца два или три.
Ну и последнее воспоминание у меня связано с его вступлением в Союз писателей. В то время в сообщество профессиональных литераторов принимали не всех подряд, как сейчас, был жёсткий отбор. Помню, Шалухин обратился ко мне с просьбой:
- Можешь ругать меня целый день?
Я ответил утвердительно и попросил уточнить, для чего?
Он и поведал, что его сегодня слушают в СП, обсуждают две его книги, одобрение которых необходимо для приёма.
Я слово сдержал - мысленно поругивал его время от времени до самого того момента, пока он не появился в редакции. Весёлый, даже счастливый. Я понял, что его приняли.
Хоронили Станислава Шалухина уже как члена Союза писателей. Прощание происходило в здании писательского объединения. В вестибюле стоял на табуретках гроб. Я подошёл проститься. Заглянул в лицо. Губы и зубы были сжаты, и по ним прочитывалось единственное и последнее слово, которое было произнесено Шалухиным перед гибелью. Оно было ругательным и в не матерном варианте читалось как копец. Станислав понимал, что расстаётся с жизнью.
Поэта не стало. Но остались его стихи, песни, в том числе «Сказка о богатыре», замечательно положенная на музыку профессиональным композитором Еленой Анненковой. Я слышал эту удивительную вещь на авторском вечере Станислава Шалухина в его исполнении в дуэте с оперным вокалистом. Впечатление незабываемое! Найдите музыкальную версию в Интернете, послушайте. Она восхитительна, как и само стихотворение, истинное произведение искусства.
Н. Антонов